Потребительская кооперация в России имеет давнюю историю. В 1996 г. Центросоюз РФ и еще множество организаций ранее входивших в него отпраздновали 165 лет Потребительской кооперации (п.к.) в России. Большинство исследователей П. кооперации связывают начало развития п.к. с первым потребительским обществом, созданным в Великобритании в 1844 году рабочими-текстильщиками фабричного поселка Рочдейль под названием «Рочдейльские пионеры» (кооператив по обеспечению его членов продуктами и необходимыми промышленными товарами). В России п.к. стали широко развиваться после отмены крепостного права. В потребительских обществах к концу 1917 года состояло 11,5 млн. человек, а к 1986 г. - 65 млн. человек. Разрушенная в первые годы советской власти П. кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране НЭПа. В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», которой предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно и кустарных и ремесленных изделий и сбыта их.
Впоследствии потребительская кооперация, ставшая системой Потребительских обществ (ПО), объединенных в союзы по региональному и республиканскому принципу, во главе с Центросоюзом СССР, была поставлена в жесткую зависимость от советского государства в части ценообразования, планирования хозяйственной деятельности и регулирования других направлений организации и деятельности. Тем не менее П. кооперация, продолжала оставаться в СССР неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе пусть небольшие, но все же элементы рыночных взаимоотношений. Именно поэтому потребительская кооперация России как система потребительских обществ бывшей СССР смогла сохраниться после 1991 года.
Потребительские общества составляет один из самых распространенных в международном кооперативном движении вид П. кооперативов (consumer co-operatives). Национальные организации, объединяющие эти общества и их союзы, являются членами Международного кооперативного альянса (МКА) и Международного комитета потребительских кооперативных организаций (consumer co-operative organization).
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК РФ). П.к. свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие их от других предусмотренных ГК РФ юридических лиц. Такими признаками являются: членство как основа организации и деятельности П.к., демократические принципы управления кооперативом (в частности один член - один голос при принятии решений), паевые взносы в качестве вклада участников П.к. в формирование его имущественной базы, удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в П.к.
Ст. 116 ГК не содержит норм, определяющих правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов. ГК отсылает решение вопросов правового статуса П.к. к законам о потребительских кооперативах. В настоящее время есть закон о потребительской кооперации, именуемый законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в редакции Федеральных Законов от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ, от 28.04.2000 г. № 54-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ). Данный закон не распространяется на сельскохозяйственные, кредитные, гаражные, ЖСК, ДСК, и т.п. специализированные кооперативы.
Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, подобных ограничениям членства в коммерческих организациях (обязательная государственная регистрация каждого участника и его вклада). Не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских кооперативах, в том числе и однородных. Юридическими лицами-участниками таких кооперативов могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц-несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).
Существуют также возможности потребительского общества, которые не могут реализовываться в других некоммерческих организациях:
1. Возврат пайщиком общества собственного паевого взноса (или его части) без налогов (обязательственное право, ст.48 ГК РФ).
2. Возможность направлять полученные доходы, кроме как на уставную деятельность, так и на распределение между пайщиками и коммерческую деятельность.
3. Возможность формирования неделимого фонда для защиты основного имущества от конфискации и изъятия его из производственного процесса недобросовестными пайщиками, ранее требуемых сроков.
4. Возможность сохранить имущество пайщиков от нереальных аппетитов кредиторов, т.к. на паевые взносы пайщиков не обращаются иски по их долгам.
5. Возможность привлечения средств и кредитования пайщиков без необходимости лицензирования ЦБ РФ.
6. Возможность создания фондов для внутреннего потребления и создания безналоговой системы перераспределения (не продажи) имущества общества между пайщиками.
7. Создание кооперативных участков потребительского общества (не филиалов) при пайщиках юридических лицах, дающих возможность пользоваться преимуществами общества.
8. Возможность легального возврата сэкономленных от налогов средств в оборот пайщиков - юридических лиц (возврат паевого взноса, материальная помощь, безвозмездное пользование имуществом, оказание производственных услуг, обеспечивающих получение пайщиком доходов).
9. Возможность обмена имуществом специализированных фондов между потребительскими обществами без налогов.
10. Создание фонда развития потребкооперации, уменьшающего налогооблагаемую базу.
11. Возможность гарантированного владения своим паем с наследованием, а также управления им.
В преамбуле Закона «О потребительской кооперации в РФ» указанно; настоящий закон гарантирует Потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а так же гражданам и юридическим лицам, создающим эти Потребительские общества в государственную поддержку. Постановление правительства РФ от 24.01.94 г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации РФ» рекомендует не только компенсировать некоторые затраты организации потребительской кооперации, но и освободить их от некоторых видов налогов.
ПО вправе оказывать безвозмездные услуги пайщикам и членам их семей, за счет их паевых и целевых взносов. Это обстоятельство открывает большие возможности в образовании, отдыхе, оздоровлении и спортивной подготовке. Решение этой важнейшей социальной задачи осуществляется с наименьшими издержками и наибольшей значимостью ПО, объединяющем родителей, педагогов, тренеров и спонсоров и так далее. ПО имеет возможность формировать благотворительные фонды, собственный страховой и пенсионный фонды.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Потребительские общества имеют исключительное социальное значение, гораздо больше, чем общественные, профсоюзные и благотворительные организации, поскольку решают гораздо больший круг проблем и задач, основываясь на принципах деятельности потребкооперации, законодательстве РФ, а так же международном и российском опыте (более 160 лет) потребкооперации.
Права ПО регламентирующие возможности участия в хозяйственных обществах, ведения внешнеэкономической деятельности, создания фондов, привлечения заемных средств пайщиков и граждан и др. существенно повышают степень адаптивности этой структуры к рыночным условиям. Возникновение финансовой функции привлечения средств населения и кредитования пайщиков позволяет существенно облегчить решение вопросов мобилизации финансовых ресурсов и эффективного использования временно свободных средств, снижая тем самым риски неэффективного управления недвижимостью. Более того, в отличие от практики работы инвестиционных фондов и кредитных союзов ПО могут более активно участвовать не только в управлении жилой недвижимостью, но и в инвестировании жилищного строительства, ремонта, иных мероприятий для нужд пайщиков. Такая возможность предусматривается в учредительных документах ПО. Для реализации этой возможности достаточно грамотно разработать соответствующий организационно-экономический механизм.
ПО не преследует цели извлечения прибыли в качестве основного критерия своей деятельности, но в интересах своих пайщиков может осуществлять строительную, промышленную, торговую, заготовительную, посредническую, внешнеэкономическую, деятельность по управлению недвижимостью и другую, не запрещенную законом деятельность.
Для реализации оптимальной модели жилищно-социального комплекса и строительства нового жилья, имеющего цели улучшения жилищных условий, в том числе повышение качества и снижение тарифов жилищно-коммунальных услуг в состав пайщиков ПО привлекаются домовладельцы и потенциальные покупатели жилых домов и квартир; физические и юридические лица, желающие вложить свои свободные средства в строительство или эксплуатацию жилья (в их числе могут быть и риэлтерские фирмы); проектировщики; поставщики строительных материалов, деталей и конструкций; генподрядные и субподрядные строительные предприятия, специализирующиеся на оказание жилищно-коммунальных услуг организации и т.п. В качестве пая в соответствии с действующим законодательством ПО может принимать любые материальные и нематериальные активы, включая имущество, строительные материалы, детали и конструкции, а также жилищно-коммунальные услуги. Взаиморасчеты и выплату доходов пайщикам разрешено производить, как в денежной, так и в натуральной форме (к примеру, услугами, правами, квартирами).
При объединении средств потребителей жилищно-коммунальных услуг в форме паевых взносов и централизованной через ПО оплате эксплуатирующим организациям оказываемых услуг: тепло-, водо-, энергоснабжение, канализацию, уборку мусора и пр., из денежного потока в соответствии с действующим законодательством исключаются многие налоги, так как оказание услуг производится через некоммерческую организацию.
При создании ПО дополнительно может быть поставлена специальная цель: удовлетворение потребностей пайщиков в ссудно-сберегательных услугах и накопление средств для эксплуатации и строительства жилья за счет денежных взносов пайщиков, а также обеспечение взаиморасчетов между всеми участниками строительного и рынка жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Потребительское общество может являться не только непосредственным участником, но и новым кредитно-финансовым институтом инвестиционно-строительного и жилищно-коммунального рынка, обладающим законодательно закрепленными преимуществами.
Выше нами перечислены далеко не все возможности, которые предоставляет организационно-правовая форма потребительского общества для повышения эффективности хозяйственной деятельности юридических лиц и повышения благосостояния граждан. Кроме того, в ходе практической реализации приведенных рекомендаций возникают новые программы, основанные на правовой базе ПО. За потребительской кооперацией в нашей стране безусловно большое будущее. Однако в заключение хотелось бы предостеречь от излишней эйфории по поводу легкости использования возможностей ПО. Для их использования необходимо иметь хорошо проработанную систему документации, которую могут создать только специалисты. Некомпетентные попытки самостоятельно внедрить описанные выше рекомендации могут привести к дискредитации этих идей, поскольку практическое их использование имеет множество нюансов. В каждом конкретном случае внедрения этих рекомендаций приходится решать творческую задачу, требующую индивидуального подхода к той или иной производственной ситуации.
Комментарии